Родителям
Учащимся
Проект “Доступная среда”
Доступная среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей,
возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание комфортной и безбарьерной среды, а также повышение доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Благодаря семи принципам программы вещи, пространство, услуги, взаимодействие между людьми становятся удобными, безопасными, доступными:
1. Равенство и доступность использования
2. Гибкость использования
3. Простота и интуитивность использования
4. Доступно изложенная информация
5. Терпимость к ошибкам
6. Малые физические усилия
7. Наличие необходимого размера, места, пространства
Доступную среду для инвалидов также называют Безбарьерной или Инклюзивной Средой, средой для всех, а также средой на все случаи жизни. Это не определенный стиль окружающей среды, а ориентировка на все процессы, в основе которых лежит ответственность перед опытом пользователя. Она имеет сходные черты с движением «зеленой» среды, которая также предлагает принцип решения проблем проектирования на основе базовых ценностей экологической ответственности.
Доступная Среда – это философия, которая предполагает проектирование продукции, оборудования, товаров и среды, заботясь о ее доступности и удобстве для как можно большего количества людей. Часто говорят, что Доступная Среда применяется для удобства маломобильных групп населения. В свою очередь, термин «маломобильные группы» часто употребляют как синоним понятию «люди с инвалидностью», что на самом деле не так, ведь люди с инвалидностью – лишь одна из категорий маломобильных групп.
Согласно официальному определению, которое содержится в Государственных строительных нормах «Здания и сооружения: доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» маломобильные группы населения – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве”. Таким образом, под данную категорию подпадает довольно большая часть населения. По данным из различных источников составляет от 30 до 50% всего населения.
К маломобильным группам населения относятся:
1. Беременные женщины;
2. Дети до 7-ми лет;
3. Лица, сопровождающие малолетних детей;
4. Люди почтенного возраста;
5. Люди с инвалидностью;
6. Люди с постоянными и/или временными функциональными нарушениями (физическими, сенсорными, психическими, умственными);
7. Люди, которые получили временную травму или заболевают;
8. Люди с нестандартными размерами тела: значительно большей или меньшей средней массой тела, низкого или высокого роста;
9. люди, которые в течение определенного времени могут быть невнимательными (например, под влиянием стресса).
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливая общие правила функционирования системы образования и определяя правовое положение участников отношений в сфере образования, регламентировал создание в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Важной материальной гарантией инклюзивного образования является норма, содержащаяся в части 11 статьи 79 указанного Федерального закона, в соответствии с которой обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.